В состязании формулы-1600 литовцы Дарюс Ионушис и Миндаугас Дайнаускас на «эстониях-25» заняли первое и второе места, взяв реванш у своих давних соперников по розыгрышу кубка «Сканбалтик» Кеннета Перссона и Ульфа Юханссона из Швеции. Бронзовый призер союзного первенства москвич Сергей Одинцов закончил вторым заезд формул «Восток». В гонке легковых автомобилей класса А-1300 вместе с «сузуки-свифт», «ладами» и «полонезами» стартовали также ФИАТы-126 — небольшие городские машинки с объемом двигателя всего 850 см3. Однако они оказались не только достаточно шустрыми, но и агрессивными. Один из этих «малышей» даже попытался вытолкнуть с трассы ВАЗ-2105, на котором выступал Борис Поляков. Правда, атака не удалась — московский спортсмен хорошо знаком с приемами ближнего боя. Обидчик сам застыл на обочине, а Поляков удержал свою «пятерку» на дороге и пробился в результате на третье место. Следом за ним на ВАЗ-2108 финишировал Андрей Феноменов из Московского автодорожного института.
Но самый большой сюрприз преподнес латыш Гунтар Юдейкс. После окончания основной программы соревнований организаторы провели коммерческий заезд — классическую гонку с гандикапом. За солидные призы «Гран-при» сражались все автомобили независимо от степени подготовки и рабочего объема моторов. Старт им давали раздельно, учитывая время прохождения трассы на тренировке. Таким образом, даже слабые ФИАТы оказались в равных условиях с куда более грозными противниками. Первое место в абсолютном зачете этой престижной гонки и занял Гунтар, опередив на «восьмерке» БМВ-МЗ, «Форд-сьерру» и «Хонду-сивик».
В какой-то мере все эти успехи можно объяснить дождем, начавшимся за несколько минут до старта. Ведь на мокрой дороге мастерство пилота может компенсировать недостаточную мощность мотора. Но наши побеждали и на сухом асфальте. Один из предыдущих этапов выиграл тольяттинец Сергей Гурьянов — нынешний чемпион СССР в классе А-1600. Итог выступления русского гонщика удивил тогда не только соперников. Представители технической комиссии долго искали запрещенное «секретное оружие» под капотом его машины, а затем потребовали документы, подтверждающие международную омологацию отдельных узлов. Подозрения были напрасными — и автомобиль, и бумаги соответствовали нормам.
— Никто не верит в способность «лад» без нарушения технических требований обогнать западных конкурентов, — с грустной улыбкой рассказывал мне Борис Поляков. — Вновь призеров именно из нашей страны судьи контролировали наиболее тщательно. Мою «пятерку» тоже, как говорится, перетрясли от крыши до колес. Да только искать в ней нечего — «старушка» свое отъездила. По возвращении в Москву ее пришлось списать. После трех лет эксплуатации кузов уже не пригоден для кольцевых гонок. А осмотр, конечно, завершился благополучно — все наши получили честно заработанные награды.
Наверное, значение этих успехов не стоит преувеличивать. На открытом чемпионате Польши элита мирового автоспорта, как вы сами понимаете, не выступает. Но сам факт появления хоть каких-то международных достижений радует и внушает оптимизм. Можно, оказывается, побеждать даже на отечественных «восьмерках» и «пятерках». А с конкурентоспособными автомобилями мы, глядишь, и в компании сильнейших не потеряемся.
В. Крючков Фото М.-Х. Куузе и А. Скребишкиса
Источник: Журнал «АМС», №1, 1992