Как же могло случиться, что команда, за последние восемь сезонов выигравшая ровно половину из всех проводившихся Гран-при, шесть чемпионских титулов и кубков конструкторов, на старте нынешнего мирового первенства потерпела пять поражений подряд? Что это, обычный для любого коллектива спад или в формуле 1 произошла смена лидера?
Большинство бразильских любителей Ф1, видимо, смирились со вторым вариантом. Во всяком случае, на трибунах «Интерлагоса» собрались всего 45 тысяч болельщиков, для формулы 1 мизерная цифра. Правда, главный «обидчик» бразильцев Мэнселл был сдержан: «Думаю, что предстоящий уик-энд будет чрезвычайно трудным. Новый «Мак-Ларен» способен победить».
Действительно, команда Денниса подготовила, наконец, свое новое оружие, модель «МР4/7А», которая должна была положить конец гегемонии «вильямсов». Бригада из 20 инженеров под руководством Нила Оутли почти год работала над этой машиной, еще до ее дебюта названной журналистами «электронным чудом». Главные козыри «семерки» — полуавтоматическая коробка передач, полностью новый мотор и долгожданная «активная» подвеска. «Мы накатали на новой машине тысячи километров, — сказал Сенна. — Однако в Англии было холодно и сыро. Как будет работать наша электроника в Бразилии — загадка».
Сомнения чемпиона подтвердились. По результатам первого дня тренировок он был только девятым! И хотя в субботу показал третье время, две с лишним секунды уступил Мэнселлу, почти секунду Патрезе и более полутора секунд... своему собственному времени, показанному год назад на старом «Мак-Ларене» без новейших электронных изысков. «Вильямс» был наголову сильнее, и этого впечатления не испортила даже авария, в которую за несколько минут до конца субботней тренировки попал Мэнселл. Уже зная, что намного опережает Сенну, он попытался обойти его в очном споре, но потерял контроль над машиной и врезался в стену. Все обошлось, и хотя Найджел жаловался на боли в ногах, врач, осматривавший его, признал англичанина абсолютно здоровым: «С пилотами это частенько бывает — они никогда не откажутся от дополнительного обследования, чтобы чувствовать себя более уверенно».
Сама же гонка сложилась для Мэнселла на удивление легко. «Все вышло гораздо проще, чем я думал», — признался он на высшей ступеньке пьедестала. А ведь почти половину дистанции Найджел шел вторым за своим коллегой по команде. Но на 32-м круге Патрезе потерял слишком много времени на замену колес, и Мэнселл вышел вперед.
К этому времени сомнений в победе «вильямсов» уже ни у кого не было. Для новых «мак-ларенов» гонка закончилась — вышли из строя моторы. «Должно быть, не в порядке электросистема нового двигателя, — сокрушался Сенна. — Но возможно, что причина кроется в топливе».
Кстати, именно горючее многие считают одной из основных причин успехов «Вильямса». Накануне Большого приза Бразилии инженер-химик ЭЛФ Валери Жоркера в интервью одной из газет Сан-Паулу призналась, что «Вильямс» использует новое топливо. «Чудо-бензин» позволяет двигателю почти не терять мощность с ростом высоты местности. В Бразилии это важно, ведь «Интерлагос» расположен почти в километре над уровнем моря.
Впрочем, вряд ли новое топливо имеет решающее значение. Косвенно это подтверждает отказ всех команд на предложение ФИСА ввести стандартный для всех участников бензин. Но как бы то ни было, а соперников у желто-сине-белых машин в Бразилии не было. Все остальные отстали, по крайней мере, на круг! И если Михаэлю Шумахеру это обстоятельство не помешало радоваться третьему месту (оно принесло 23-летнему немцу третью строчку в турнирной таблице), то очки за четвертое — пятое места пилотов «Феррари» трудно назвать успехом. Для знаменитой итальянской «конюшни» такое отставание — очередное унижение. К тому же «первый номер» «Феррари» показал себя в этой гонке не с лучшей стороны, став причиной аварии «Бенеттона» Мартина Брандла.
Впрочем, Жана Алези можно понять — третий год он ходит в «потенциальных чемпионах», а побед все нет и нет. Нынешний «Феррари» — машина просто беспомощная, об этом свидетельствуют места в пятом ряду стартового поля. Поэтому французу приходится компенсировать недостатки техники ездой «на грани фола». По иронии судьбы, в отсутствие конкурентов Мэнселлу и Патрезе «гвоздем программы» на старте чемпионата стали именно «проделки Алези».
В Гран-при Испании француз сделал все, чтобы запомниться зрителям. Стартовал он, действительно, молниеносно, сумев из четвертого ряда за считанные мгновения переместиться на третье место. Однако уже через несколько кругов Жан одного за другим пропустил почти всех, кого только что так здорово объехал. Видимо, дело было в покрышках: «Феррари» Алези значительно уступал даже другому красному «жеребцу из Маранелло» — машине Ивана Капелли. В конце концов после опасной борьбы с Бергером, которому Жан почему-то особенно не хотел уступать, автомобиль Алези занесло, и в клубах сизого дыма он остановился на краю трассы. Французу (как, впрочем, и австрийцу) повезло — на мокрой от дождя трассе все могло кончиться значительно хуже.
А между тем автодром «Монтмело» и в сухую погоду славится очень скользким покрытием. В первый день тренировок в пятницу было много аварий, и даже Мэнселл, привычно установивший лучшее время, нервно вытирал пот со лба: «Очень трудный заезд. Сцепление колес с дорогой в одном и том же повороте меняется с каждым кругом и совершенно непредсказуемо». Жертвой трассы стал новый «Бенеттон-В192» Шумахера. Уже показав второй результат, он в одном из поворотов не удержался на дороге и врезался в ограждение. На тренировке в пятницу прозвучал едва слышный, но все же тревожный звоночек в команде «Вильямс». «Рено» подготовила новый двигатель — модели «RS4», однако Патрезе, автомобиль которого был снабжен таким мотором, показал лишь четвертое время. Мэнселл решил не рисковать и выбрал старый «RS3C».
Но водители «мак-ларенов» не смогли воспользоваться «минутной слабостью» соперника. «Сегодня машина идет гораздо лучше, чем две недели назад, — говорил в пятницу вечером Сенна. — Однако мы только в начале пути. А в воскресенье нам может помочь, пожалуй, только дождь — на мокрой трассе разница в мощности «Мак-Ларена» и «Вильямса» будет не так заметна». Бразилец как в воду глядел — в субботу пилотов встретил проливной дождь. Естественно, никто не смог улучшить результаты, показанные накануне, однако самыми быстрыми были «мак-ларе ны» и «феррари».
Не удивительно, что, когда в воскресенье небольшой поначалу дождик превратился в настоящий ливень, все, кому поднадоели победы «Вильямса», воспряли духом. Сначала с трассы вылетел Патрезе — впервые в сезоне один из «вильямсов» не смог закончить гонку, а потом Сенна стал медленно, но неуклонно сокращать отставание от лидера. Бразилец все поставил на одну карту, он мчался в фонтанах брызг из-под колес «Бенеттона» Шумахера, рискуя не меньше, чем когда-то 24-летним дебютантом рисковал на мокрых улицах Монте-Карло, пытаясь вырвать победу у самого Проста.
Но «Вильямс» оказался сильнее не только погоды, но и трехкратного чемпиона мира. Видимо, узнав, что Сенна догоняет, Мэнселл прибавил и довольно легко восстановил статус-кво. Бразилец со смелостью отчаяния еще нажал и... вылетел с трассы за три круга до финиша. На этом гонка потеряла бы всякий интерес, если бы не Алези. Заменил на З3-м круге шины, продемонстрировав отчаянную смелость и редкое хладнокровие, вышел на третью позицию. Итог же гонки подвел Мэнселл: «Все, кто сегодня дошли до финиша, достойны Большого приза».
Но то, чего удалось избежать на мокрой трассе, все же случилось на сухой. Через пять дней после испанского Гран-при команда «Вильямс» уже вовсю тренировалась в итальянском городе Имоле, на автодроме имени Энцо и Дино Феррари, где по традиции проходит Большой приз Сан-Марино. На одном из кругов в повороте Тамбурелло «Вильямс» Патрезе, неожиданно вильнув, вылетел с трассы. Первым к месту аварии поспел Микеле Альборето на «Эрроузе», потом подъехал Мэнселл на... велосипеде, потом примчались врачи. Через полчаса Риккардо, самый опытный пилот Ф1, на счету которого 228 стартов в чемпионате мира, улыбался телеоператорам и демонстрировал перевязанные шею и руку. К счастью, травмы оказались не слишком серьезными, и уже через неделю итальянец получил возможность еще улучшить свой рекорд «гоночного долголетия».
Судьба, сначала испытав «вильямсы» дождем, потом проверив на прочность аварией, в Сан-Марино словно бы задалась целью проэкзаменовать их жарой. Когда участники вышли на старт, термометр в Имоле показывал +32° в тени. Но английские машины с французскими моторами в этом сезоне напоминают суперменов из грандиозно-детских американских фильмов — им ничего не страшно. Вот и к Большому призу Сан-Марино впору было подбирать какой-нибудь приз — для всех остальных гонщиков, кроме Мэнселла и Патрезе.
Сам Найджел говорил, что этот этап был самым трудным в сезоне. Однако виновник не «Мак-Ларен» и не «Феррари», а товарищ англичанина по команде. Патрезе прекрасно понимал, что подходит время заключения контрактов не будущий год, и в этом смысле его баланс выглядит не слишком внушительно. Поэтому Риккардо решил жестко атаковать Мэнселла, тем более, что тактика Фрэнка Вильямса этому нисколько не препятствует. На протяжении всей гонки итальянец не отпускал товарища, и был даже очень опасный для Мэнселла момент, когда механики слишком долго (10 секунд!) копались с заменой колес. Но в конце концов мастерство Найджела оказалось выше, и он победил с достаточным отрывом.
Что же остальные? Неплохо показали себя «бенетто-ны». Прошлогодний автомобиль этой команды немного смахивал на сома гладким, округлым носом и несколько меланхолично опущенными вниз «усами» — держателями переднего антикрыла. Нынешнее же детище Джона Барнарда напоминает скорее акулу. И не только характерной формой передка — весьма способствуют созданию агрессивного образа пилоты — Шумахер, один из самых, если не самый талантливый гонщик, появившийся в Ф1 за последние годы, и Мартин Брандл, полный решимости доказать, что его рано списали из числа претендентов на победу. Англичанину удалось на первых метрах гонки в Имоле опередить своего молодого товарища по команде, и несколько кругов две желто-зеленые «акулы» гнались за парой «мак-ларенов». Но вскоре у Шумахера не выдержали нервы, и он при входе в не слишком сложный левый поворот не удержал машину на трассе.
Разочаровали «феррари». На автомобиле Капелли отказали задние тормоза» Алези же вновь огорчил тех, кто видел в молодом французе достойную замену звездам восьмидесятых. Единственный из всех, он (будто бы по совету Проста) не стал менять покрышки и, воспользовавшись этим, вышел на третью позицию. Однако Сенна и Бергер на свежих шинах быстро настигли беглеца и попытались обойти. Не тут-то было! Жан употребил все свое умение, чтобы не пропустить соперников. В конце концов Сенна (Сенна все же!) выбрал момент и красивым маневром обошел француза. Бергер тут же попытался повторить атаку, но был менее удачлив — Алези без тени сомнения «силовым приемом» попытался занять внутреннюю кромку трассы, на которой уже был Бергер. Результат — две разбитые машины, усыпанный обломками и залитый маслом асфальт... Хорошо еще, что обошлось без серьезных травм. Формально Алези упрекнуть вроде бы не в чем — кто позже входит в поворот, тот и не прав в случае столкновения. Француз не мог не понимать, что ему рано или поздно придется уступить, хотя бы при замене шин. Но сомнительное — для автоспорта в особенности — правило «любой ценой» заставило Алези подвергнуть опасности не только свою, но и чужие жизни.
Это происшествие до известной степени помешало оценить истинный потенциал «Мак-Ларена». И все же после пяти этапов можно сказать одно — если кто и сможет остановить в этом сезоне непобедимый «Вильямс», то только «Мак-Ларен». Говорить об этом позволяет не только тот факт, что ни «Феррари», ни «Бенеттон» не обладают пока достаточными для этого силами. Весьма показательно, что красно-белые не ударились в панику. Расстроены все. Однако нет и намека на поиски виновных, нет ни грозных начальственных голосов, ни жалоб гонщиков. Лейтмотив всех публичных выступлений один: да, мы оступились, чего-то недоучли, но мы обязательно оправимся. Хотя для этого придется отдать все силы. Как Сенне в Имоле. Так что хоронить короля пока рановато.
Источник: Журнал «АМС», №4, 1992