— Алло! Какого дьявола?
— Простите, господин Прост. Это ваш адвокат Роге из Женевы. До меня сейчас только дошло, что у вас в Австралии, должно быть, глубокая ночь. Еще раз простите, но я получил известие из Маранелло. Они разрывают контракт.
Так трехкратный чемпион мира узнал новость, которой суждено было стать главной сенсацией сезона и, возможно, ао многом определить контуры сезона будущего. Команда «Феррари» уволила своего пилота номер один.
А ведь всего за две недели до этого в серый дождливый день на японской трассе «Сузука», где должен был состояться предпоследний этап чемпионата мира, француз не скрывал своего удовлетворения. «Механикам при помощи телеметрии, кажется, удалось нащупать проблему, досаждавшую нам весь этот сезон. Теперь нам осталось решить ее». Прост был спокоен, потому что знал — мало кто из пилотов Ф1 может сравниться с ним именно в этом компоненте гоночного искусства — совместной с механиками и инженерами доводке автомобиля. Однако в Маранелло посчитали иначе.
На старте же Большого приза Японии красные «феррари» заняли четвертую и пятую позиции. Впереди были только «мак-ларены» (причем Бергер впереди Сенны) и «Вильямс» Мэнселла. Ничего не зная о том, что судьба его решена, Прост шутил: «Я постарался занять место в первом ряду партера, чтобы быть поближе к главным действующим лицам сегодняшнего спектакля». Действительно, все остальное (а это было и неожиданное седьмое время в первой тренировке дебютанта Дзанарди на «Джордане», и тяжелая авария Бернара, после которой француз очутился в госпитале с переломом берцовой кости) ушло накануне японского этапа на второй план. Главным был вопрос — «кто?» Обаятельный бразильский волшебник Сенна, которого, однако, за просто-так и маниакальное пристрастие к гонкам назвали «автоголиком», или не менее симпатичный и располагающий к себе отец троих детей Мэнселл, заслуживший не менее характерное прозвище «сумасшедший Найдж»?
Только эти двое претендовали на мировую гоночную корону. Причем, если Айртону достаточно было даже второго места, англичанина могла устроить только победа.
«Мэнселлу всегда удавалась гонка в Японии, к тому же у «вильямсов» на этой трассе есть небольшое преимущество, — говорил журналистам Прост. — Но я хорошо знаю Найджела и думаю, что где-нибудь он обязательно ошибется».
Из 53 кругов гонки прошло всего девять, а пророчество «Профессора» уже сбылось. Сенна лидировал, а по пятам за ним, уже расправившись с Бергером, мчался «Вильямс» англичанина. Несколько кругов продолжалась эта погоня, обстановка постепенно накалялась. Почти двести тысяч зрителей напряженно следили за тем, как Мэнселл все ближе подбирался к Сенне. Стоило лишь минуту-другую понаблюдать их поистине титанический поединок, и становилось ясно, за что оба получили свои прозвища. Бразилец выигрывал микроскопические доли секунды, проходя повороты с неподражаемой, действительно волшебной легкостью. Но англичанин все-таки настигал его — на прямых «Вильямс» шел чуть быстрее, а к преимуществам машины Мэнселл добавлял граничащее с безрассудством бесстрашие. Казалось, он начинает тормозить на мгновение позже, чем необходимо, а разгоняться — на мгновение раньше.
Но долго так продолжаться не могло. Кто-то должен был уступить. И на десятом круге, в одном из не слишком сложных правых поворотов «Вильямс», словно потерявший вдруг опору конькобежец, буквально сорвался с траектории и, крутясь волчком, поднимая бешено вращающимися колесами тучи пыли, вылетел с трассы. Так, за доли секунды решилась судьба чемпионской короны. Мэнселл, не скрывая огорчения, говорил журналистам что-то об ослабшей педали тормоза. А для Сенны оставшаяся часть дистанции стала настоящим праздником. Тысячи болельщиков неумолчным ревом приветствовали успех своего кумира, в гордом одиночестве доводившего гонку до победы. А завершение этого спектакля привело их просто в экстаз — за несколько сот метров до финиша бразилец притормозил и пропустил вперед своего товарища по команде — австрийца Герхарда Бергера.
Прошло уже два часа, как закончился Гран-при Японии. Позади было награждение, традиционное обливание друг друга шампанским, объятия, поздравления. А зрители все не отпускали своего любимца. Он стоял на крыше боксов напротив трибун — безумно усталый и безумно счастливый — трехкратный чемпион мира Айртон Сенна да Силва.
Казалось, после такого взрыва эмоций последний Гран-при сезона не вызовет особого интереса ни у гонщиков, ни у команд, ни у зрителей. Первые четыре места в итоговой таблице чемпионата были забронированы, лишь Пике в случае успеха в Австралии мог рассчитывать на пятое место. Но у Фрэнка Вильямса еще оставалась надежда. Чтобы вырвать у «Мак-Ларена» Кубок конструкторов, Мэнселлу и Патрезе необходимо было занять на последнем этапе первые два места. И англофранцузская команда не пожалела сил. На Зеленый континент были доставлены три запасные машины и 14 двигателей «Рено», а гонщики неоднократно заявляли, что сделают все от них зависящее, чтобы после трехлетнего перерыва вернуть своему шефу титул лучшего менеджера Ф1.
Но и у «Мак-Ларена» не сидели сложа руки. «Своим чемпионским успехом я прежде всего обязан команде. Теперь я постараюсь вернуть ей долг», — сказал Сенна накануне гонки. И он наполовину выполнил свое обещание в субботу, когда по итогам квалификационных заездов занял первое место на старте.
Однако вовсе не феноменальный результат бразильца, завоевавшего 60-й «поул позишн» за восемь лет выступлений, был главной темой австралийской прессы накануне гонки. «Прост — аут!» — кричали аршинные заголовки газет Аделаиды, Мельбурна, Сиднея. Нам трудно представить, чтобы какое-то, пусть самое сверхординарное спортивное событие вытеснило политику с первых полос «Правды», «Труда» или даже «Комсомолки». Увольнение же «великого малыша» по сути одно «сделало прессу» целого континента в течение трех дней.
«Приедет или не приедет?» — на все лады вопрошали газеты. В самом деле, разгневанный экс-чемпион пообещал нагрянуть в Аделаиду и на специальной пресс-конференции высказать все, что он думает о господах из Маранелло. Однако в последний момент адвокатам удалось уговорить француза не вмешиваться («прежде чем что-то сказать, сосчитай до десяти» — как гласит народная мудрость), и Прост не приехал на юг Австралии. А его отсутствие в стартовом протоколе последнего Большого приза сезона заставило многих совершенно по-новому взглянуть на формулу 1. Как будто Г осподь действительно лишил вдруг разума не только наследников великого «коммендаторе», но и весь «большой цирк» Ф1.
Последняя гонка 1989 года проходила в Аделаиде под проливным дождем. Все пилоты тогда возмущались, что организаторам наплевать на безопасность спортсменов. Но только у одного человека хватило мужества отказаться стартовать в таких условиях — у Алена Проста. Ровно через два года непостоянное австралийское лето дало знать о себе уже накануне гонки. В субботу старт тренировочных заездов пришлось задержать из-за дождя почти на час. А едва тучи рассеялись, тридцать автомобилей рванулись на трассу, чтобы успеть улучшить время, показанное накануне. Эта спешка, неразбериха, возникшая на непросохшей до конца трассе, стали причиной аварий «Брэбхэма» Мартина Брандла, «Ламборгини» Эрика ван де Поэле и «лол» Агу-ри Сузуки и Бертрана Гашо, выпущенного, наконец, из тюрьмы под залог после двух месяцев «отсидки».
На следующий день первые капли упали на трассу за полчаса до старта. Организаторы отложили начало соревнований, но дождь и не думал прекращаться. В конце концов главный судья бельгиец Ролан Брюнсереде дал добро, и Большой приз Австралии стартовал... чтобы стать самым коротким в истории Ф1.
«Формула обезумела» — так отозвались мировые телеграфные агентства об этой гонке. К концу четвертогокруга трасса уже была усеяна обломками разбившихся автомобилей. Шумахер, Алези, Ларин и, Мартини, Накаджима, Гужельмин... На исходе 16-го круга лидировавший Сенна поднял над головой руку и, энергично жестикулируя, требовал остановить гонку. А через несколько секунд «Вильямс» Мэнселла не вписался в поворот и врезался в стену. «За водопадом брызг от колес «Мак-Ларе-на» Сенны я просто не видел, что произошло. Машина танцевала на воде, абсолютно неуправляемая. Нужно было остановить гонку еще на четвертом круге», — сказал Найджел журналистам, выбравшись из машины. Прихрамывая (он сильно ушиб лодыжку), англичанин отправился к боксам, а гонку, наконец, остановили. «Это было безумие, — возмущался Алези. — Видимости не было никакой с самого прогревоч-ного круга». «Самое паршивое место было на прямой, где вода вообще не стекала. Как можно контролировать машину по колено в воде!» — вторил ему Бергер.
Однако, едва выбравшись из автомобилей, пилоты увидели табличку: «Повторный старт через 10 минут». И снова никто из них не отказался от старта. А в это время из-за ливня был закрыт аэропорт Аделаиды...
В конце концов стихия оказалась сильнее упрямства организаторов, и Большой приз Австралии был объявлен финишировавшим. Результаты гонщикам вывели по итогам 14 кругов, а так как гонка прошла менее двух третей дистанции, очков первые шестеро получили лишь половину.
Вдоволь поругав организаторов, пилоты по-разному оправдывали свое решение стартовать в этой безумной гонке. Сенна говорил о долге перед командой и о том, что из боксов ему разрешили прекратить соревнования, как только он сочтет это необходимым (бразилец же предпочел делать судьям знаки рукой!). Алези сокрушался по поводу отсутствия у молодых авторитета: «Нас никто не слушает. Если кто и имеет вес, так это Сенна, Прост, Пике, Мэнселл...» Остальная же молодежь вообще предпочитала помалкивать. Но в конце концов новоиспеченный трехкратный чемпион не выдержал: «У нас просто не хватило мужества отказаться...»
А в это время единственный из них, кто в подобной ситуации не подкачал, сидел дома у телевизора — без машины, без контракта, почти без надежды на успехи в будущем, ведь срок заключения новых соглашений уже истек. Однако, по мнению двух суперводителей Ф1 — Джеки Стюарта и Айртона Сенны, от ухода Проста больше всего потеряет не он сам и даже не руководители «Феррари», выбросившие на помойку свою едва ли не единственную надежду. «Проиграем все мы, — сказал Сенна. — Случившееся не принесет формуле 1 ничего хорошего».
Так может быть Господь смилостивится?
Результаты
XV этап. Автодром «Сузука», Япония, 20 октября, 53 круга, 310,527 км: 1. Г. Бергер (А, «Мак-Ларен-МР4/6») — 1 ч 32 мин 10,695 с; 2. А. Сенна (BR, «Мак-Ларен») — отставание 0,34 с; 3. Р. Патрезе (I, «Вильямс-FW14») — 46,731: 4. А. Прост (F, «Феррари-643») — 1.20,761; 5. М. Брандл (GB, «Брэбхэм-BT60Y») — 1 круг; 6. С. Модена (I, «Тиррел-020») — 1 круг.
XVI этап. Аделаида, Австралия, 3 ноября, 14 кругов, 52,92 км: 1. Сенна — 24.34,899; 2. Н. Мэнселл (GB, «Вильямс») — 1,259; 3. Бергер — 5,12; 4. И. Пике (BR, «Бенеттон-В191») — 30,103; 5. Патрезе — 50,537; 6. Дж. Морбиделли (I, «Феррари») — 51,069.
Кубок конструкторов. Итоговый результат: 1. «Мак-Ларен» — 139 очков; 2. «Вильямс» — 125; 3. «Феррари» — 55,5; 4. «Бенеттон» — 38,5; 5. «Джордан» — 13; 6. «Тиррел» — 12; 7. «Минарди» — 6; 8. «Даллара» — 5; 9—10. «Лотос», «Брэбхэм» — по 3; 11. «Лола» — 2; 12. «Марч» — 1.
Источник: Журнал «АМС», №1, 1992